Июнь 2017-го. Журналист голландского сайта vi.nl приехал к техническому директору «Аякса» Марку Овермарсу. Полчаса мужчины спокойно беседовали о работе Марка, пока речь не зашла о молодых игроках. В этот момент с Овермарсом что-то произошло.
Он сорвался с места, схватил потертый кожаный портфель и начал рыться в нем. Через минуту выудил лист А4 – состав на товарищеский матч Голландии U16 в 2012 году. Лист был потертым и желтоватым – Марк хранил его несколько лет. Овермарс нервно тыкал в фамилию одного из игроков (она была помечена жирной звездочкой) и уверял, что это лучший игрок «Аякса» за много лет.
Напротив звездочки было написано – Френки де Йонг.
Кройфф позвал Овермарса в «Аякс», чтобы искать молодых вундеркиндов
Марк – звезда последнего великого поколения «Аякса». В сезоне-1994/95 бригада Луи ван Гала выиграла Лигу чемпионов и Суперкубок УЕФА. В той команде зажигали Бергкамп, Овермарс, Райкард, Зеедорф, Давидс, Патрик Клюйверт проводил первый взрослый сезон.
Самые яркие перфомансы той команды пришлись на май 1995-го. Сначала в полуфинале ЛЧ «Аякс» разгромил «Баварию»: чемпионы Германии отлетели 2:5, Овермарс прикончил их пятым голом. А уже в финале «Аякс» сенсационно победил 1:0 легендарный «Милан» Капелло, в котором играли живые боги – Мальдини, Бобан, Донадони, Барези.
«Аякс» оперативно растащили: в 1997-м Овермарс перешел в «Арсенал». Там он разрывал левый фланг и регулярно забивал роскошные мячи, молниеносно подключаясь к атаке (25 голов в 100 матчах). За четыре года в Лондоне он помог «Арсеналу» выиграть АПЛ, Кубок Англии и, казалось, перешел на повышение в «Барсу» за рекордные для голландских игроков 40 млн евро. В Каталонии Овермарс ничего не выиграл, но заработал проблемы с коленом: всю карьеру он своими движениями ломал защитникам нервную систему, пока в 2004-м окончательно не сломался его организм.
Овермарс оказался в «Аяксе» в 2012-м по приглашению главы наблюдательного совета клуба – Йохана Кройффа. Великий голландец был недоволен результатами родного клуба и через критику в медиа добился назначения в наблюдательный совет. На ключевые должности в клубе Йохан назначил легенд «Аякса»: Бергкампа, Давидса, ван дер Сара и де Бура.
Овермарса назначили техническим директором и доверили ему трансферы. Кройфф был недоволен политикой «Аякса»: много средних легионеров и мало воспитанников. Как результат – в конце нулевых-начале десятых у «Аякса» почти не было мощных продаж голландских игроков (исключение – переход Снейдера в «Реал» в 2007-м за 27 млн евро). «Я помню, как мы говорили в кабинете Йохана. Он был очень расстроен тем, что клубная академия перестала работать эффективно и больше не производит талантливых игроков», – вспоминает Овермарс.
Марк сразу взялся за дело.
Нашел Френки, когда на него никто не обращал внимание
Осенью 2012-го Овермарс поехал на матч Голландии U-16 со сверстниками из Германии.
«В этом матче все смотрели на популярных игроков, которые попали в основу: Джерри Смита, Маршанно Шульца, Альфреда Шойера и еще нескольких парней. Но я всегда стараюсь смотреть вглубь. Помню, как на меня не обращали внимание, когда я был юношей. Я, Бергкамп, ван дер Сар – на уровне юношей мы и близко не были суперзвездами, зато потом все получилось», – вспоминал Овермарс.
Когда во втором тайме на поле вышел 15-летний Френки, Овермарс сразу сконцентрировался на пацане: «Он был невероятно худым, а его ноги были похожи на две щепки. Но стоило ему пару раз принять мяч, как я понял – это фантастический игрок. Я сразу решил, что мы обязаны купить его».
«Аякс» приобрел де Йонга не сразу: Овермарс три года отправлял скаутов на все игры «Виллема II» следить за парнем, пока летом 2015-го не решил, что тот готов к переходу. Сошлись две причины: из-за ссор с главным тренером «Виллема» Юргеном Стреппелем Френки почти не играл (всего 75 минут в чемпионате на момент трансфера в «Аякс»), а Овермарс получил больше полномочий в «Аяксе» и мог покупать игроков, не согласовывая трансферы с ван дер Саром.
У Овермарса и де Йонга много общего. Оба играли в самых талантливых поколениях «Аякса», оба на определенном этапе стали самыми дорогими голландскими игроками («Барса» купила Овермарса за зверские 40 млн евро; Френки купили за 75 млн + 15 млн бонусов), оба начинали в «Виллем II», а оказались в «Барсе». Возможно, Овермарс чувствовал эти пересечения; возможно, Френки просто был ему симпатичен, но Де Йонг стал любимым игроком Овермарса – и тот опекал пацана в «Аяксе».
«Барселона» купила Френки де Йонга. Его сравнивают с Кройффом и Беккенбауэром
Например, в 2017-м Овермарс возмущался, что главный тренер «Аякса» Марсель Кайзер почти не выпускает Френки: «Я всегда говорю, что молодые игроки должны быть терпеливыми. Но как можно не выпускать де Йонга? Он один из лучших наших игроков!».
Овермарс помогал Френки в непростой период. «Иногда, чтобы подбодрить, Марк приглашал меня на ужин. Он говорил, что нужно стараться и ждать, и я обязательно буду звездой «Аякса». Рассказывал о том, как выступал за «Барселону». Это было особенно интересно, потому что я болею за «Барсу» с детства. После таких ужинов я ощущал вдохновение и просто летал на тренировках», – восторгается де Йонг.
Когда Кайзера уволили, а на его место Овермарс нашел тен Хага, голландские медиа выстрелили инсайдом: еще на стадии переговоров Марк предупредил тренера, что де Йонг должен играть в основе.
Неизвестно, что ответил тен Хаг, но при нем Френки стал ведущим игроком «Аякса».
Овермарс продал игроков на 230 млн евро
Продажа Френки за 90 млн евро – главный, но не единственный успех Овермарса в «Аяксе».
Он нашел и продал еще около десятка игроков, из которых самые известные – Аркадиуш Милик в «Наполи» (32 млн евро), Давинсон Санчес в «Тоттенхэм» (40 млн евро) и Джастин Клюйверт в «Рому» (17,25 млн евро).
Овермарс – отличный переговорщик, поэтому может продать дорого даже не самых раскрученных футболистов. Зимой 2017-го он убедил «Тяньцзинь Тэда», «Вольфсбург» и «Лилль» купить Неманя Гуделя, Ришедли Базура и Анвара Эль-Гази (все – игроки обоймы «Аякса») за общую сумму в 21 млн евро. «Мы планировали потратить на Гуделя не больше 5 млн евро, но в переговоры включился господин Овермарс. Он был невероятно убедителен. Мы опомниться не успели, как подписали контракт на 7 млн евро», – вспоминает президент «Тяньцзинь Тэда» Ли Гуанъи.
Еще одно фактурное число: с момента назначения Овермарса «Аякс» купил игроков на 60 млн евро, а продал примерно на 230 млн. За умение делать деньги из воздуха в Голландии Овермарса прозвали Мистер Нетто.
Еще один крутой скилл технического директора – умение удерживать игроков от слишком раннего перехода.
Летом 2018-го «Аяксу» поступали десятки предложений по их главным талантам. Целью клуба было удержать их еще на год. Овермарс придумал план: снять для каждого игрока мотивационное видео о его важности для «Аякса». Простая идея, но Овермарс блестяще реализовал ее.
«Мне показали, как я впервые приезжаю на базу, дебютирую за первую команду, как сотрудники клуба тепло говорят обо мне. Были кадры с болельщиками «Аякса», которые просят меня остаться. Меня тронуло это, я не мог уйти», – вспоминает нападающий Каспер Дольберг. Кейс оказался успешным: из восьми игроков, которым продемонстрировали видос, семь согласились остаться – ушел только Джастин Клюйверт.
Когда трансферное окно закрылось, «Аякс» обыграл эту тему в ролике, где технический директор сыграл главную роль. По сюжету Овермарс сидит в клубном офисе и спокойно дожидается полуночи – дедлайна летнего трансферного окна. После этого он достает из тумбочки телефон с пропущенными звонками от топовых клубов. Овермарс прокручивает непринятые вызовы до середины июля, после чего удаляет весь список.
@AFCAjax @FCBarcelona_es #Overmars 🙂 pic.twitter.com/mSy2fuQleN
— 🇮🇨 RaiiKonN™ (@RaiiKonN) 23 января 2019 г.
Ключевое умение Овермарса – распознавать классных игроков. В разное время он пытался купить Марсьяля, Бэйли и Умтити. Чтобы получить еще больше вариантов для трансферов, Марк усиливает скаутский отдел «Аякса». «Мы слишком сильно уступаем другим клубам. Например, у «МЮ» есть пять скаутов по Южной Америке, а у нас всего один», – жалуется Овермарс.
В рамках этого проекта он вернул в «Аякс» Урбейна Хасерта. Скаут, который специализируется на Бельгии, провел в «Аяксе» 10 лет, нашел Вертонгена, Алдервейрелда, Вермалена и предлагал Азара, когда тот выступал за дубль «Лилля». Восемь лет назад Урбейн из-за разногласий с руководством ушел в «Андерлехт», и его возвращение – личная инициатива Овермарса.
Овермарс не отпускал Джастина Клюйверта
Пока Овермарс выглядит мегакрутым техническим директором, но и у него случались проколы.
В 2016-м голландская газета De Volkskrant обвинила его в неэтичном поведении и конфликте интересов. Газета обнаружила, что в 2013-м Марк заключил договор о строительстве лицея «Аякса» на территории базы академии «Де Тукомст» со своим братом, который занимается строительным бизнесом. В связи с этим возник вопрос о нарушении корпоративной этики со стороны Овермарса. Сам он не стал отрицать, что договор был, однако отметил, что руководство было в курсе происходящего. После этого наблюдательный совет сократил полномочия Марка до трансферов и контрактов игроков (фактически Овермарс стал спортивный директором)
Большую часть карьеры в «Аяксе» фанаты жестко критиковали Марка за отсутствие трансферов сильных игроков. Это правда – последние годы в клубе делали ставку только на молодежь. Квинтэссенция недовольства – столкновение с фанами в апреле 2018-го: ван дер Сару и Овермарсу предъявили за слабые результаты и отсутствие трансферов. Уже летом 2018-го «Аякс» слегка изменил вектор трансферной политики и потратился на опытных бойцов – Блинда и Тадича.
Еще один повод для критики – отношение к уходу звезд.
Овермарс выступает за то, чтобы молодые игроки проводили в «Аяксе» несколько сезонов, прежде чем переходить в топ-клубы. «Мне нравится Кристиан Эриксен: он отдал четыре года «Аяксу», прежде чем позволил клубу заработать на себе. Это пример для молодых игроков», – восторгается Марк.
Из-за этого иногда случаются конфликты интересов. Несколько игроков обвиняли Овермарса в том, что им мешают спокойно уйти и заставляют подписать контракт с «Аякcом», который позволит продать их дороже. Последний пример – Джастин Клюйверт. Весной 2018-го «Аякс» угрожал форварду переводом в дубль, если тот не подпишет новый контракт. Игрок мечтал летом перейти в топ-клуб.
«Меня никто не спрашивает, чего я хочу добиться и какие перспективы меня ждут. Такое чувство, что всех интересуют только деньги. Клуб хочет, чтобы я продлил контракт, чтобы потом заработать. Я сейчас под давлением: мне сказали поставить подпись под контрактом», – жаловался Клюйверт в марте 2018-го. В итоге Джастин так и не заключил новое соглашение и летом оказался единственным ушедшим игроком основы.
Овермарс заинтересовал «Арсенал» и «МЮ»
Кейс с де Йонгом по-настоящему мощно прокачал карьеру Овермарса. По версии немецкого Kicker и английского The Evening Standard, Марк – главный кандидат «Арсенала» на место ушедшего в начале января Свена Мислинтата. С противоположной стороны материализовался «МЮ». В клубе недовольны трансферной политикой последних лет и создали должность спортивного директора, чтобы оптимизировать трансферы; Овермарс – один из кандидатов. Логично: дешевле нанять Марка, чем проигрывать в трансферных бойнях ПСЖ и «Барсе».
Но сейчас Овермарс точно не думает о будущей работе, а радуется трансферу:
«Я рад, что Френки выбрал именно «Барсу». У них с «Аяксом» много общего в истории и стиле игры. С того самого матча, когда я впервые увидел его, я знал, что однажды он сыграет за «Барсу».
Фото: willem-ii.nl/Geert van Erven; Gettyimages.ru/Mark Thompson/Allsport, Dean Mouhtaropoulos; ajax.nl; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Jan Kruger – Uefa/ZUMAPRESS.com
Автор
Источник: sports.ru